Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Наименование показателя
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:
наличие адаптационных модулей
Присутствует
выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией
Присутствует
включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Присутствует
наличие адаптированной программы практики
Присутствует
наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации
Присутствует
Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами
Присутствует
Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации:
инклюзивная в общих группах
Присутствует
специальная в специализированных группах
Присутствует частично (для занятий по физической культуре) (реализуется при наличии заявления обучающегося)
смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)